keuner (keuner) wrote,
keuner
keuner

Categories:

Сергей КАПИЦА: Избыток информации ведет к оскудению души

 

Мы видим, что человечество с самого своего возникновения развивалось как информационное общество. Только в прошлом это происходило постепенно, и накопление информации не приводило к той напряженности и стрессу, которые так характерны для нашего времени.

 

Рассматривая механизмы роста и развития общества, следует обратить внимание на то, что модель информационного развития описывает существенно неравновесный процесс роста. Он в корне отличается от обычных моделей экономического роста. Экономисты со времен раннего Маркса, Макса Вебера и Йозефа Шумпетера отмечали влияние нематериальных факторов в нашем развитии, что недавно выразил Франсис Фукуяма: «Непонимание того, что основы экономического поведения лежат в области сознания и культуры, приводит к тому распространенному заблуждению, при котором материальные причины приписывают тем явлениям в обществе, которые по своей природе в основном принадлежат области духа».

Мы видим, что человечество с самого своего возникновения развивалось как информационное общество. Только в прошлом это происходило постепенно, и накопление информации не приводило к той напряженности и стрессу, которые так характерны для нашего времени. Анализ показывает: ограничение увеличения численности населения планеты произошло потому, что во многом исчерпаны идеи, необходимые для использования обобщенной информации, не хватает времени на обучение, образование и воспитание следующего поколения. Иными словами, мы имеем дело не только с взрывным развитием информационного общества, но и с его кризисом. Это парадоксальный вывод, однако он приводит к следствиям, имеющим все возрастающее значение для оценок того будущего, которое нас ожидает, и здесь пример Европы особенно поучителен.
При стабилизации населения мира развитие цивилизации не может быть больше связано с численным ростом, и поэтому следует обсудить, по какому пути оно пойдет. Прогресс может прекратиться, и тогда наступит период упадка, а идеи «Заката Европы» получат свое воплощение. Но возможно и другое — качественное — развитие, при котором качество человека и качество населения станут смыслом и целью развития, а человеческий капитал будет основой развития. Эта критическая бифуркация, выбор пути развития, со всей остротой стоит перед Россией.

Ныне все человечество переживает необычайный рост информационных технологий, в первую очередь повсеместное распространение сотовой связи, когда одна треть человечества уже обладает мобильными телефонами. Наконец, Интернет стал эффективным механизмом коллективного информационного сетевого взаимодействия, можно сказать, материализацией коллективной памяти, если не самого сознания человечества, реализованного на технологическом уровне. Эти возможности предъявляют новые требования к образованию, когда не знания, а понимание становится основной задачей воспитания ума и сознания. Вацлав Гавел заметил, что «чем больше я знаю, тем меньше я понимаю». Но простое применение знаний не требует глубокого понимания, что и привело к прагматическому упрощению и снижению требований в процессе массового обучения.

В настоящее время продолжительность образования все растет, и часто наиболее творческие годы человека, в том числе и те, что более всего способствуют образованию семьи, уходят на учебу. С другой стороны, средства массовой информации должны осознавать все большую ответственность перед обществом, в частности в формировании ценностей, в представлении образования и знаний. Недаром некоторые аналитики определяют нашу эпоху как время избыточной информационной нагрузки, обязанной рекламе, пропаганде и развлечениям, как время нарочитого потребления информации, за которую немалую ответственность несут СМИ. В 1965 году выдающийся советский психолог Алексей Николаевич Леонтьев проницательно заметил, что «избыток информации ведет к оскудению души». Мне бы хотелось видеть эти слова на каждом сайте Интернета.

Избыток информации — одна из самых глубоких проблем, стоящих перед системой современного знания. Какая информация важна, а какая нет? Как ее отбирать? Сейчас это делается во многом интуитивно. Интуиция — своего рода интеллектуальный фильтр, волшебство человеческого мозга. Но дорастет ли до такого уровня Интернет? Еще Владимир Иванович Вернадский говорил о ноосфере как сфере разума человека. Интернет и есть материализация ноосферы. Интернет очень молод — на это указывает его бурное развитие, масштабы Интернета будут расти, причем очень стремительно. Сначала Сеть была необходима для обслуживания военных лабораторий, потом научных. Потом она стала функционировать как система связи. Сейчас основное развитие идет в области коммерции. Происходит колоссальный информационный обмен, во многом уничтожающий посредников при торговле.
Но сможет ли эта самоорганизующаяся система со всеми своими степенями свободы генерировать нечто новое подобно тому, как это делает человеческий мозг? Этот вопрос пока не стоит. Мы еще далеки даже от его постановки. Если этот вопрос будет решен, то Интернет придаст коллективному сознанию человечества новое качество.

http://www.prosv.ru/about.aspx?ob_no=329&d_no=9402
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment